воспитатель Наталия Александровна
программа дополнительного образования кружковой работы "Маленькие таланты"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» МО «Кабанский район» пгт. Селенгинск
Программа дополнительного образования кружковой работы для детей 4-7 лет по теме: «Нетрадиционная техника аппликации в дошкольном возрасте и ее влияние на развитие творческих способностей детей.»
Составил: Н.А. Ромчук воспитатель МАДОУ д/с «Рябинушка» .
пгт. Селенгинск, 2016-2017 г.
Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полу-объемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Актуальность. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Сейчас это поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом. И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей не опережают возраст.В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия развития личности в целом. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов аппликации, их особенностями, многообразием материалов, используемых в аппликации. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Таким образом развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость изобразительной деятельности в детском саду для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений? Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», а являются скорее экспериментальными. Во-вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах. Практическая значимость программы Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию конструктивного мышления, учит нестандартно мыслить, возникают новые идеи. Благодаря наличию разнообразных материалов (крупа, ткань, сухоцвет, семена и др.) ребенок развивает мелкую моторику рук и тактильные ощущения, учится экспериментировать. Нетрадиционная техника аппликации знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий (вырезать детали, смазывать клеем бумагу, размазать пластилин и тому подобное. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что из опыта работы с детьми по развитию творческих способностей стало ясно, что наличие традиционного материала и способов передачи информации, не достаточно для детей нынешнего поколения, так как уровень умственного развития современного поколения стал выше. Нетрадиционные техники аппликации дают возможность развивать детский интеллект, активизировать творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Для успешного развития детей важно не только оригинальные задания, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных технологий. Разработанные мною занятия носят творческий характер. Благодаря им у детей развивается уверенность, они учатся выражать свой замысел. Программа способствует развитию творческих способностей. Дети получают эстетическое удовольствие. Новизной и отличительной особенностью программы по техникам аппликации является то, что она имеет инновационный характер. Особенно, привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой (бумажные салфетки, мятая, разорванная) и с нетрадиционным материалом (листья гербария, яичная скорлупа, нитки, пряжа, ткань, вата, пух, древесные опилки, стружка от карандашей и др.) Необычные сочетания материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей. Делает его интересным и более увлекательным, что очень важно в работе с детьми. При создании аппликационных работ, ребенок видит результат и испытывает положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить упорство, терпение, художественный вкус, фантазию, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, удивлять своей непредсказуемостью. Цель: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств. Задачи: Обучающие · Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации; · научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами; · обогатить знания детей о временах года; · формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работ; · развивать познавательную активность детей; Развивающие · Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; · развивать мелкую моторику, тактильное восприятие и глазомер; · развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; · развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев. Воспитывающие · Воспитывать аккуратность, бережливость и экономность в использовании материалов; · Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; · воспитывать нравственные и эстетические качества. Вид программы: Творческо-продуктивный Методы проведения занятия: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные, практические, игровые. Методические рекомендации при организации занятия необходимо учитывать возрастные особенности детей, их желания, и интересы. С возрастом усложняются элементы, выделяются новые формы выразительности. Продолжительность: длительный Участники проекта: Кружковая программа составлена по возрастным группам и рассчитана на три года. Программа охватывает: среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет. Периодичность занятий: 1 занятие в неделю во второй половине дня, в свободное время. Длительность занятий: средняя группа – 20 минут; старшая группа - 25 минут; подготовительная к школе группа –30 минут. Форма проведения: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Организация взаимодействия с детьми реализуется через: · Образовательную деятельность по ИЗО с интеграцией образовательных областей; · Творческую мастерскую; · Индивидуальную работу; · Выставки детских работ. Проблема: -некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности; -большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца; -некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе.
Примерная структура занятий
1. Введение в художественное-творческое пространство. 2. Эмоциональное введение в художественно-изобразительную задачу и формулирование темы, постановка творческих задач. 3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку. 4. Во время процесса работы воспитатель следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги. 5. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога. 6. Обсуждение всех работ и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность. 7. В конце каждого месяца занятий кружка оформляется выставка детских работ для родителей и всех желающих. Планируемый результат: Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В процессе реализации программы дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения; повысится уровень развития по художественному творчеству; сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста), умение находить новые способы для художественного изображения. Дети приобретут навыки совместного творчества; способность объединяться для общего дела, договариваться, действовать согласованно. Объект исследования: развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Предмет изучения: нетрадиционные техники аппликации. Гипотеза: если использовать нетрадиционные техники аппликации в изобразительной деятельности, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности. Методы реализации программы: 1. Проведение выставок детских работ. 2. Подбор методической литературы по теме программы. 2. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей. 3. Обеспечение предметно-развивающей среды. 4. Проведение открытого мероприятия. 5. Проведение мастер-класса среди педагогов. 6. Участие детей в творческих конкурсах на базе ДОУ. 7. Для родителей организовать открытый просмотр занятия по изобразительной деятельности. Реализация проекта 1 ЭТАП Подготовительный Выбор темы программы, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме программы, посетить сайты. Проанализировать многообразие нетрадиционных техник аппликации. Выявить уровень развития творческих способностей детей, разработать тематический план занятий по теме программ 2 ЭТАП Основной Учебно-тематический план занятий в средней группе (4-5 лет)
3 ЭТАП Заключительный · Провести консультацию для родителей «Аппликация в детском саду», с целью представления результатов данной программы. · Оформление выставки детских работ «Море творческих идей». · Участие в творческих конкурсах как на базе ДОУ, так и городского масштаба. Выводы Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях. Побуждайте ребёнка думать по- новому! Пробуйте новое! Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу! Список литературы
Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Просвещение, 2003 Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети. – М.: Просвещение, 2004 Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М.: ACADEMIA, 2001 Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2003 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007 Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 2003 Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006 Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – М.: Школьная Пресса, 2005 Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз – Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: Творческий Центр, 2005 Дидактика, 2006 Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2002 Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2001 Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего дошкольного возраста из серии «Страна чудес». – М.: АСТ, 2005 Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. – М.: Творческий Центр, 2010
Перспективный план занятий нетрадиционная техника аппликации в средней группе
30 апреля 2017 в 06:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.