воспитатель Наталия Александровна

совместный проект "Бурятия-мой край родной"

c01bb865936780c5e8ed14c82121729f.jpg Проект « Бурятия – мой край родной»  в средней  группе

Подготовили: музыкальный руководитель Брызгалова Л.А., воспитатель Ромчук Н.А., воспитатель Карасева Л.Ю.

 Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль-март 2017г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы, музыкальный руководитель.

Актуальность:

При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.

Цель проекта:

Знакомить детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии;

2. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор (чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен и т. д.);

3. Развитие двигательной активности посредствам знакомства с национальными играми;

4. Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;

5. Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё;

 

План проектной деятельности:

10.03 – 12.03 Беседы «Новый год по лунному календарю», «Звериный календарь», «Как встречать Сагаалган».

Загадывание бурятских загадок.

Подвижные игры «Юрта», «Ловля тарбаганов».

НОД. Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища».

Строительство юрты.

Чтение бурятских народных сказок.

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган». Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

Продолжать знакомить детей с национальной пищей бурят– позами; развивать мелкую моторику пальцев.

Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

15.03-17.03 Беседы «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён».

Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка», "Юрта".

Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей».

Чтение бурятских сказок. Формировать представления о полезности молочной пищи, значениях бурятских имён, значениях цветов хадака.

Развивать ловкость, быстроту, умение действовать по правилам игры.

Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.

Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

17.03-19.03 Беседы: «Бурятская национальная одежда», «Пять видов домашних животных».

НОД «Сагаалган – священный праздник бурятского народа».

Выставка детского художественного творчества к празднику "Сагаалган", (поделки).

Прослушивание народной музыки. Заучивание элементов ёхора.

Итоговое развлечение совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.

Знакомить с элементами дэгэла, с пятью видами домашнего скота.

Продолжить знакомство с праздником, историей, традициями, обычаями; прививать патриотизм к родной республике.

Развивать творческие способности детей.

Подготовка к развлечению «Сагаалган».

Привлекать родителей к проекту, развивать творчество.

Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

— освоение проектного метода;

— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

— умение различать изделия разных народных промыслов;

— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

— знание и умение играть в бурятские народные игры;

— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

 

 

 

 

Перспектива дальнейшего развития проекта:

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут. Дети успешно овладели системой знаний и практическими умениями. Появилось уважительное отношение к коренным жителям края, где они живут, их истории, культуре, что составляет основу национального самосознания дошкольников. Работа в данном направлении будет продолжена.

• Разработка системы занятий длядошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

• Оформление практического материала по теме проекта;

• Проведение праздника «Сагаалган»;

• Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: выставка детских рисунков "Как мы встречаем праздник Сагаалган", выставка поделок к празднику, изготовление поз (бууз), участие в празднике;

• Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции бурятского народа».

Бурятские игры

До революции значительная часть бурят - забайкальские буряты - вела кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством и охотой. Только в западной части Бурятии развивалось земледелие, крупной промышленности не существовало. Еще в конце XIX в. английский путешественник Диксон, посетив бурятский край, писал: «Сюда, кажется, никогда не дойдет европейская цивилизация».

За годы Советской власти народ прошел путь, равный столетиям. Уже после второй декады бурятского искусства в Москве (1959 г.) центральная печать отмечала, что не только «европейская цивилизация» пришла к бурятам, но и буряты ныне способны обогатить европейскую культуру.

Изменились в советское время народные игры бурят. Наряду с широким распространением интернациональных игр и видов спорта популярными стали лучшие из традиционных народных игр, во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр. Например, игра «Слепая баба» (Хохорхамга-шаалга») носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор, падеж скота от болезней. Играющие убегали от «слепой бабы», как от слепой силы, от злой судьбы. Теперь обрядовый смысл забылся и получилась веселая детская игра типа «Жмурок».

Преобразились популярные в народе праздники игровых танцев и песен («Наа-дан») и праздник народных спортивных состязаний и игр («Сурхарбан»). Раньше участники праздника ютились в юрте какого-нибудь состоятельного скотовода, а теперь праздник проводится на стадионе, специально оборудованных и украшенных площадках. Праздники эти стали всенародными. В современный «Сурхарбан» входит целый комплекс народно-национальных игр и состязаний: национальные виды стрельбы из лука, конных скачек, бурятская борьба (барилдаан), бег, прыжки и др.

Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других советских республиках, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики.

В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры «Шагай», игры «Хонгордоолго», «Таалсалга» и др.). В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также изображаются действия животных или птиц («Медвежий танец» - «Баабгайннаадан», «Танец тетеревов» - «Хурайннаадан» и др.). В этих танцах-играх нашел отражение охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии.

Континентальный климат края с его коротким летом и долгой суровой зимой также отразился на тематике игр (например, игра «Рукавицу гнать» - «Бээлэйтууха»).

Игры без предметов

Верблюжонка верблюд ловит (Ботогонбуурашалга)

В игре участвует 10-30 и более человек, чаще дошкольники или младшие школьники. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике).

Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Правила.

1. «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы.

2. «Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.

«Поиски шила и ножниц» («Шубгэшоолгэ»)

Участвует в этой игре 7-15 человек, чаще младшие школьники.

Описание. Из игроков выбираются по желанию «баба» и ее «дочь». Они отходят в сторону и ждут, когда придет время их действий. Остальные играющие, став в затылок один другому и держа друг друга за пояс, садятся на корточки. К ним подходит «баба». Она говорит, что ищет шило и ножницы, чтобы вытащить занозу из носа верблюда. Играющие прячут от нее пучок травы или палочку - «ножницы» и «шило». Когда «баба» просит «ножницы» и «шило» у первого играющего, тот отвечает, что надо искать в задних рядах.Она толкает его, стараясь вывести из равновесия, чтобы ему пришлось опереться рукой о землю, а сама подходит к следующему и т. д. В это время играющие говорят: «Поднимается ветер, он гонит сюда дождевую тучу. Баба, баба, собирай аргал» (сухой навоз, который служит в степи для топлива). «Баба» уходит. Тогда один из игроков встает и, «похитив» «дочку», «прячет» ее (сажает среди остальных игроков).. «Баба», вернувшись, спрашивает: «Где моя дочь?» Ей отвечают: «Там, за западной канавой, женщина ищет свою дочь».

Вся игра ведется в комическом тоне: «баба» ищет то «дочь», то «шило» и «ножницы». В некоторых вариантах игра так и продолжается, пока не надоест играющим.

У бурят, живущих в Агинском автономном округе, конец этой игры иной: после «похищения дочери» «баба» находит ее в цепочке играющих и пытается отнять. Играющие встают, сохраняя цепочку. Передний игрок расставляет широко руки, не давая водящей приблизиться к «дочке». Водящая мечется из стороны в сторону, но вся цепочка увертывается от нее. Начинается игра, в сущности похожая на известную игру «Коршун и наседка», где у водящей цель - отрывать игроков от цепочки, защищаемой первым игроком. Игра продолжается до тех пор, пока «баба» не поймает свою «дочь».

Правила.

1. Игрок, которого «баба» оторвала от цепочки, должен сразу выйти из колонны, а остальные вновь берут друг друга за пояс.

2. Во время движения отрываться от цепи нельзя. Если это произойдет, то игра приостанавливается и все опять берутся за пояс.



Ястреб и утка (НашанНугахан)

Играют 10-20 и более мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста (на лужайке или площадке длиной 30-50 м и шириной 10-15 м).


Ястреб и утка

Описание. 2-3 участника по желанию вызываются быть «утками», а один (особенно быстрый и ловкий) становится «ястребом». Чертят «озеро» (круг радиусом 1-2 м). В 10-15 м от него становятся в 1-3 ряда произвольно (на расстоянии 0,5-1,5 м друг от друга) все играющие, изображают «заросли камыша». В 10-15 м от них располагаются «утки», а через следующие 10-15 м - «ястреб» (рисунок). Когда все играющие займут свои места, «ястреб» издает громкий крик и устремляется к «уткам», чтобы «поймать» (осалить) их. Иногда он взмахивает при этом руками, как крыльями. «Утки» спасаются среди «камыша», потом в «озере», в котором их салить уже нельзя. Та из них, которую «ястреб» осалит, выбывает из игры. Когда остальные «утки» спасутся в «озере», «ястреб» возвращается на исходную позицию. Это же делают «утки», и начинается следующий тур игры. Заканчивается она, когда «ястреб» поймает всех «уток» или убедится, что не в силах их переловить. Тогда вызывается быть «ястребом» другой участник и игра повторяется. Иногда «ястребу» заранее дают ограниченный срок - 5-15 мин или 2-3 попытки.

Правила.

1. Игроки, изображающие камыши, могут раскачиваться всем туловищем, мешая «ястребу» догонять «уток», но при этом они не имеют права действовать руками или сходить с места. «Ястреб» может раздвигать «камыш» туловищем, но тоже без участия рук.

2. «Утка» может сразу спасаться в «озере», но должна не реже чем через раз задерживаться в «камышах», пока «ястреб» не попытается осалить ее здесь.

Игры с предметами

Игра в лодыжки (Шагай)

«Игра в лодыжки» (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) широко распространена среди бурят. Она имеет несколько разновидностей. Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут мальчики и девочки 7-15 лет, 2 человека и более.

Описание. Игроки кладут на землю, или на дощечку, или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например каждый по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек. Потом их складывают в общую кучу и игра повторяется.

Правила.

1. Игрок передает очередь следующему не только тогда, когда не успевает поймать подкинутую лодыжку, но и в том случае, если не успеет взять лодыжку из общей кучи или уронит её, ловя подброшенную вверх.

2. Играть можно любой рукой, но в ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой.

В разновидностях этой игры задания усложняются (например, подкинутые лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные не на землю, а себе на колени, и т. д.). В Бурятии можно наблюдать игру «Шагай» во время езды на лошадях (это очень характерно для потомственных скотоводов).

Рукавицу гнать (Бээлэйтууха)

В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и младшие школьники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.

Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэйтуу»).

Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу - как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше.

Задача водящего - обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.

Правила.

1. Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.

2. Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.

3. Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.

Белое дерево (Сагаанмодон)

Эта игра широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.

Игра проводится в летнюю лунную ночь. Участвует в ней обычно 20-30 человек, чаще это юноши и подростки. Прежде, по свидетельству Г. Н. Потанина, и взрослые люди, даже женщины, принимали участие в этой игре.

Описание. Играющие делятся на две равные по силам команды. Игровым инвентарем служат жердь (длиной 3-6 м) и короткая палочка (10 см длиной), свежеобструганная, белая (чтобы легче было найти ее ночью), без сучков и заусенцев. Команды идут на ровное открытое место, куда приносят жердь, и строятся вдоль нее в ряд.

Один из играющих бросает вдаль что есть силы короткую палочку с криком «кик-кук!», что служит сигналом начала поисков. Кто первый нашел, кричит: «Бии олооб!» - и бежит к жерди или передает палочку (так, чтобы никто из соперников не заметил этого) более сильному товарищу из своей команды. Если соперники обнаружат палочку, то стараются отнять ее и донести до жерди сами.

Побеждает команда, которой удастся стукнуть палочкой по жерди. Этот стук служит сигналом к прекращению игры. После этого она обычно повторяется. И так несколько раз.

Правила.

1. Во время борьбы можно хвататься только за саму палочку, а не за руки, ноги, одежду соперников.

2. Найденную палочку можно только нести или передавать из рук в руки, но нельзя, перебрасывать ее друг другу.

9 апреля 2017 в 13:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.